11.10.2015 Екатерина Котова

Жадина

Кто не помнит сакраментальной фразы из детства: «Надо ДЕЛИТЬСЯ»?

Это означало, что самое дорогое у тебя отнимут, а твои попытки защитить территорию и собственность назовут антиобщественными и антисоциальными.
Если не отдашь добровольно, расскажут дразнилку-обзывалку, призванную внушить чувство вины и подарить ощущение своего ничтожества.

Ничтожество — это то, что лишено существования. То есть, что было убито или никогда не было живым для дорогих тебе людей. Поэтому предложение, получается, звучит примерно так: «Отдай часть себя, или мы тебя заживо развоплотим». Примерно так же оно ощущалось и в детстве. И это ощущение регулярно всплывает теперь в столкновениях с другими людьми.

Боль от вины и отвержения, по замыслу, должна породить быстрое желание «делиться».
Но порождает она будущих жертв насилия, к сожалению, а не человека, способного общаться эффективно.

Почему? Ведь всякому живому существу необходим обмен с миром, со средой, в которой он обитает, этому, вроде бы, любящие родители и учат. Однако, на пути к счастью где-то регулярно происходит сбой.

Я вижу такой сбой, для начала, в понимании задачи. Родители хотят привить навык, но сами вряд ли внятно объяснят, что он собой представляет и чему служит. Есть тупо повторяемое «надо делиться» и нет понимания, зачем и как.
А ещё один сбой — в возрасте, когда пытаются приучить ребёнка к этому, полезному, в общем-то, умению.

Делиться, конечно, надо.
Но — собственностью. Тем, на что твои права заявлены тобой и подтверждены старшими, готовыми, если что, помочь тебе защищать эту территорию.
И — тогда, когда ребёнок дорос до совместной игры, когда и приходит время учить его просить, отдавая взамен то, что нужно другим.
Дорастает ребёнок до этого годам к трём, самое раннее, тогда же и можно начинать первые шаги в обучении обмену. ОБМЕНУ, а не отказу от самого дорогого, «потому что так надо».

Сначала создаётся защищённая во всех смыслах собственность, укрепляется и приумножается.
И лишь после этого прививается навык обмена. Ведь «делиться» — это только половина процесса. Она имеет смысл, если ты ещё и способен просить желаемое у других, и брать то, чем делятся они.

Те, кто сейчас работают над умением говорить «нет», принесли в группу чудесное видео.
Там и одна из техник переговоров, и сбой в родительском восприятии, и вообще поле целое для метафор и осознаний.

Я хочу много разговариваться о том, как, когда и с какими целями нам приходится «делиться» с окружающими. Тема интересна и всплывает в работе с проблемами, на первый взгляд, сильно далёкими друг от друга.

Поэтому буду писать ещё, а всем, кому есть, что сказать, предлагаю тему комментировать.
Делитесь! 🙂
Екатерина Котова. (с)

 

Поделись статьёй с друзьями!



Ещё статьи по теме

  • Быть собой в любой ситуацииБыть собой в любой ситуации Про умение быть собой народ иногда ехидничает: "А кто же я ещё? Я и так собой являюсь!" При этом в незнакомой обстановке напряжённо притворяется. С чего бы? Легко быть собой, когда […]
  • Как поддержать в бедеКак поддержать в беде Ходил летом в фейсбуке текст о том, как не надо оказывать моральную поддержку человеку, попавшему в беду. Пять самых популярных вариантов - и ответ автора, что ни один из пяти никакой […]
  • Быть или казатьсяБыть или казаться Притворяться не собой и угождать другим в ущерб себе мы приучаемся с детства. Когда двухлетку теребят за щёчку и выдают стандарт типа "ой, какие мы большие", "ой, а в садик мы ходим уже", […]
  • Заметки на полях. Мир образов.Заметки на полях. Мир образов. Мир образов не отменяет строгого научного знания, но и научным знанием не может быть отменён, как бы иногда этого ни хотелось. Он плотен и проявляет себя в событиях реальности. Порой […]


Обсудить Вконтакте




Обсудить в Facebook